"Ақмола облысы білім басқармасының Аршалы ауданы бойынша білім бөлімінің Бұлақсай ауылының № 1 негізгі орта мектебі "коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Коммунальное государственное учреждение "Основная средняя школа №1 села Булаксай отдела образования по Аршалынскому району управления образования Акмолинской области"

Біз әлеуметтік желідеміз

 

Ұйымдар тізімі

Галерея

Смотреть все>>>

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики

16.03.2017

Школа, по моему мнению, только тогда имеет особый смысл и значение, когда в

ней есть учитель. Тот человек, с которым интересно, с которым хочется

поговорить не только о последнем домашнем задании, но и о последних достижениях

в науке и технике, об ожидаемых переменах в обществе. А может, и о самом

сокровенном, о том, чем не всегда поделишься даже с близкими. Я убеждена,

учитель – это тот, человек, который стал другом, помощником, советчиком, к

которому даже спустя много лет приходишь и с раздумьями, и с радостью, да и

просто так.

     Я учитель математики и проработала

по своей специальности уже 25 лет, но, оглядываясь на этот  опыт, осознаю правильность своего выбора. Быть

учителем стало смыслом моей жизни. С чего же всё начиналось?

      С детства я была окружена любовью,

заботой, вниманием родных и близких.  Еще

в  школьные годы  я мечтала быть  учителем, потому что все мои игры были

связаны со школой, особенно любила математику. 

Правда, мой выбор не одобряли родители, они хотели для меня более

спокойную работу. Под влиянием старшего брата я после школы поступаю в

сельскохозяйственный институт на факультет землеустройство. По окончании

института работаю по специальности и понимаю что это не мое. По воле судьбы

попадаю в село Нововладимировка ,где приглашают работать  в школу.

     Я была благодарна судьбе,

которая помогла мне выбрать именно этот путь, и я теперь твёрдо знаю, что быть учителем

– это моё призвание.

Впоследствии мне важно было понять, какой я должна быть в этой профессии. И вот

начался поиск своего «я» как педагога. Помогли мне в этом сами дети. Работая с

детьми, я поняла: надо уметь не только учить и поучать, надо уметь жить их

чувствами, проникаться их переживаниями.

В работе я опираюсь на вечные и неизменные ценности: доброту, уважение, справедливость,

честность, требовательность, – для меня это не просто слова. Я стараюсь быть

доброй, но не добренькой, помогаю ребенку самореализоваться,  подбираю для каждого ученика свою высоту

планки, учу видеть и ценить малейший успех, справедливо указываю на промахи, но

при этом не задеваю самолюбие, даю возможность исправить недочеты. Не только на

занятиях, но и в ходе самостоятельной работы я приучаю детей находиться в

творческом поиске, находить ответы на любые вопросы, преодолевать свое незнание

или неумение. Помня слова Сократа: « В каждом человеке - солнце, только дайте

ему светиться» я спешу передать свои умения, учить не назидая.

    Я пытаюсь организовать учебный труд

на занятиях так, чтобы он был радостным, успешным, чтобы дети развивали свой ум

и смекалку, память и воображение, инициативу и самостоятельность.

Для меня очень важно каждый день видеть радость в глазах учеников, наблюдать их

восхождение на гору познания, поэтому цель моей педагогической деятельности -

определение интеллектуальных и творческих способностей детей и создание условий

для их раскрытия.

Для достижения своих  целей и задач,  я строю учебный процесс на основе

сотрудничества между учителем и учащимися, между учеником и коллективом, между

учениками. Применяю на учебных занятиях игровые методики, УДЕ,  метод проектов, принципы разноуровневого

обучения, осваиваю информационно- коммуникационную технологию.

 Уверена, профессия учителя начинается с

творчества самого педагога. Справедливо считается, что профессия учителя стоит

на стыке науки и искусства. От педагога требуется не только совершенное

владение предметом, который он преподаёт, что естественно отнести к

определённой научной области знания, не только владение педагогикой,

современной дидактикой, педагогической психологией, методикой преподавания

своего предмета, но и в определённой степени артистизмом, искусством актёрского

мастерства.

Ни для кого не секрет, что в школу приходят разные дети по уровню развития и

подготовленности, по характеру и поведению. Учатся они тоже неодинаково: одни

схватывают всё на лету, другим для приобретения тех же знаний требуются

напряжённые усилия. Есть дети, которые легко осваивают принципы современной

образовательной системы, есть те, которые сталкиваются в школе с непосильными

для них требованиями.

   Кроме того, в последнее время

отмечается тенденция к усложнению школьных программ, и ребёнок с теми или иными

проблемами, влияющими на его успехи в учёбе и способностью адаптироваться к

школьной системе и коллективу, оказывается в незавидном положении. Для многих

детей темп и объём программы оказываются чрезмерными. Естественно, что

неуспевающий ученик, работая медленно и не всегда верно, нарушая школьные

требования, получает больше замечаний, и его постоянными спутниками становятся

тревожность, чувство неуверенности в себе, страх перед плохой оценкой или

порицанием. В результате формируется так называемая ориентация на неуспех.

Основная моя задача – сформировать стойкую положительную мотивацию к

долговременному изучению и применению законов математики. В своей

педагогической практике я ежедневно решаю такие вопросы: «Что можно сделать,

чтобы ученики хотели учиться? Можно ли помочь школьникам разорвать замкнутый

круг неуспехов и отрицательных переживаний, искажающих их взаимоотношения с

окружающим миром? Как увлечь их познанием нового?» В своей педагогической

практике я ежедневно решаю такие вопросы.

   Как известно, всякое дело трудно.

Не составляет в этом смысле и организация начало урока. В практике обучения

начало урока порой проходит как бы  без

решения организационных вопросов: учащиеся сразу же включаются в урок,

поддерживая инициативы  учителя

сосредоточиваясь на осваиваемом материале. Когда же учащиеся сильно возбуждены,

то здесь уместно начать урок с использованием интересных и посильных заданий. С

этой целью в начале урока использую: устный счет, математические диктанты,

игровые задания, и при этом стараюсь разнообразить задания.


 

Например,

организация начала урока в 6 классе, на котором предстоит отработка умений

складывать числа с разными знаками. Ранее уже было введено правило сложения

чисел с разными знаками, поэтому перед мной прежде всего стоит задача - выяснить знают и

понимают ли это правило .И поэтому начать

урок предлагаю с решения следующих заданий. Задание: Раскрывается доска с

таблицей и ставится задача: найти правило, по которому составлена таблица и вписать пропущенные числа.

2

-3

4

 

-12

-5

3

 

-2

-8

-7

6

-5

4

 

Такие таблицы можно

разнообразить.     Либо предлагаю, после

прохождений

правил

сложения чисел с одинаковыми и разными знаками, сыграть ребятам

по

группам в математическое лото ,или провожу математическую

зарядку(см.в

приложении) Такой вид работы особенно нравится в 5-6

классах. В старших

классах привлекаю учащихся к ее организации:

составляют

математические кроссворды изготавливают таблицы и макеты

фигур

для решения задач....

Ключевым

элементом в структуре уроков является изучение нового

материала.

С опорой на него или во взаимосвязи с ним решаются на уроках

остальные вопросы:

закрепление, контроль и т.д. При подготовке к изучению

других определяемых

понятий использую практические примеры, показываю

целесообразность их

изучения(вычисление площади

фигур),соответствующие

наглядные пособия, к восприятию формулировок

теорем

организовываю совместно с ними деятельность по выдвижению

гипотез(см.

в приложении открытый урок « Треугольники».Для облегчения

изучения

материала предварительно решаем « микрозадачи» Например,

перед

введением определения окружности решаем ряд задач:!.Дан отрезок

АВ. На прямой   а построить отрезок, равный данному.

2.Выберем на прямой   а точку О.Построим на прямой а отрезок,

равный

данному,

конец которого совпадает с точкой О.

З.Сколько таких отрезков

можно построить.

4.Что можно сказать о расстоянии ОС и ОС

5.Можно ли еще построить

точки, которые от точки О находятся на том же

расстоянии.

б.Какую геометрическую

фигуру образуют эти точки.

Среди

различных способов ознакомления с новым материалом в основном

применяю

три:

-объясняю

сама

ходе совместной деятельности

-отрабатывается

учащимися самостоятельно.

Выбор

каждого из этих способов зависит прежде всего от того ,каким

временем располагаю на

уроке для изложения нового, от степени готовности

учащихся

к его восприятию и от содержания вводимых понятий,

предложений

и доказательства

При

любом способе введения математических предложений учащимся должны тщательно

разъяснены их формулировки. Так если речь идет о теореме, то я стараюсь

научить учащихся выделять по ее формулировке, что «дано»

и что «требуется доказать, К доказательству теоремы приступаем лишь

после того, когда будут выделены ее условие и заключение .Казалось бы,

выделение условия и заключения теоремы по ее формулировке не должно

вызывать затруднений. На самом же деле они не всегда в состоянии отделить их,

особенно в тех случаях, когда формулировка теоремы    дана в категоричной форме. Например «

Вертикальные углы равны». Чтобы выйти из подобной ситуации следует

переформулировать теорему ,применяя явные ориентиры «если» и «то» что позволило

преодолеть отмеченные трудности. Конечно же, этого не следует

делать, но однако умение переводить может понадобиться в дальнейшем.

Для

успешной реализации рассматриваемых вопросов методики изучения нового

материала стараюсь подобрать ту конструкцию урока, которая наиболее

рациональна и вызывает интерес. Метод укрупнение дидактических единиц применяю

в основном в старших классах    на

уроках-лекциях. Если новый материал равномерно распределяется в системе уроков

по учебной теме, то пользуюсь комбинированными уроками. При

закрепление изученного обеспечивается усвоение учащимися учебного

материала на уровне, отвечающем программным требованиям. В процессе

обучения учащемуся приходится много запоминать специально. При этом он нередко должен

ставить перед собой цель: запомнить точно, полно и по возможности прочно то,

что намечено им самим или задано учителем. Разумеется, запоминание

затрудняется, если материал плохо понят или усвоению подлежит

материал относительно большого объема. Чтобы облегчить закрепление

изученного, следует использовать возможности непроизвольного запоминания,

происходящего без специальной установки. Непроизвольно запоминается то, что

интересует учащихся, действует на их чувства, с чем они активно оперируют, что

часто используют. Вообще говоря, успешное запоминание материала возможно тогда,

когда учащиеся выполняют над ним активную мыслительную

деятельность. Пример, в котором использую систему заданий, способствующих

закреплению введенного определения понятия модуля числа:

- учащиеся

приводит определение модуля числа ,а я сопровождаю их ответы

соответствующими

примерами и контрпримерами, вскрывая в последнем

случае

характерные ошибки учеников типа «модуль отрицательного числа

есть

число положительное»

-учащимся предлагается

применить определение модуля числа для нахождения значений (   -7    

25      0   )

- учащиеся

применяют это определение для решения заданий, предлагаемых

учителем

-учащиеся составляют примеры

на применение определения модуля числа и решают их письменно- учащиеся повторяют это

определение и сопровождают его устным решением составленных ими

примеров. Для облегчения запоминания учебного материала использую

схемы, таблицы,

опорные сигналы. При заучивании учебного материала , нельзя ограничиваться лишь

чтением его вслух или про себя, заставляю учащихся еще письменно воспроизвести

его по памяти, фиксируя чертежи, доказательство. При этом материал

запечатляется прочно. Однако, есть процесс _ забывание. Для предотвращения

забывания следует повторять изученное и включать его в постановку и решение

новых задач

 

 

. При

этом различные виды повторения желательно рассредотачивать во времени,

не ограничиваясь лишь его использованием сразу после объяснения нового

материала. Воспроизведение изученного и его применения лучше проводить на уроке

при закреплении изученного. Если закреплению подлежит материал для

самостоятельной проработки учащимися ,то делаю это на уроках - семинарах. Для

своевременной ликвидации пробелов в знаниях учащихся, оказания индивидуальной

помощи в развитии их умений больше походят уроки — консультации.

В

практике своей применяю и самостоятельные работы учащихся: общеклассные,

групповые и индивидуальные. Их провожу в той или иной мере

,учитывая индивидуальные особенности каждого ученика, в условиях органического

соединения индивидуальной и коллективной деятельности учащихся.

Фронтальные

самостоятельные работы: Когда все учащиеся выполняют одни и те же задания.

Нередко провожу их в двух и более вариантов, идентичные по

содержанию.

Дифференцированные

самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности

учеников одного и того же класса. Групповые: для этого класс разбиваю на

группы, и их возглавляют консультанты. Задания выполняемые в группах,

могут быть как общими, так и дифференцированными.

Индивидуальные:

выполняются отдельными учениками по собственной инициативе, либо по заданию

учителя. Чаще всего их использую для развития индивидуальных

склонностей учащихся, расширения и углубления знаний у наиболее

подготовленных. Как правило самостоятельные работы занимают

не весь урок, а порой может длиться в течении всего урока. Существенное

влияние на учебный процесс оказывает организация контроля на

уроках.

В

практике обучения применяю устный, письменный, тестовый контроль знаний

и умений. Они осуществляются путем индивидуальной, групповой и фронтальных

проверок. К методу устного контроля провожу игровые контролирующие задания,

тестовый опрос, устные контрольные работы ,математические диктанты,

контрольные работы, зачетов. Для отработки умений применяю уроки - практимумы.

Создать благоприятные условия для проявления инициативы

учащихся и активизации их познавательного интереса лучше удается на уроках -

ролевых играх. Если же диагностике подлежат умения каждого ученика выполнять

все основные задания по изученной теме, то тогда применяю уроки _

зачеты. Реальные возможности проявления и оценки не только индивидуальных,

но и коллективных усилий учащихся, эмоционально активизируемых духом

состязательности, применяю уроки - соревнования (см. приложение)

Поиск и оценка оптимальных вариантов решения

предлагаемых проблем с практической и прикладной направленностью в

большей степени присущи урокам - деловым играм.

Дидактические

игры очень хорошо уживаются с «серьезным» учением. Включение в уроках

дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения

интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение,

облегчает преодоление трудностей усвоения учебного материала.

Разнообразные игровые действия при помощи ,которых решается та

или иная умственная задача, поддерживает и усиливает интерес к учебному

предмету.

Поиск и оценка оптимальных вариантов решения

предлагаемых проблем с практической и прикладной направленностью в

большей степени присущи урокам - деловым играм.

 

 Дидактическая игра - не самоцель на уроке, а

средство обучения и воспитания. Игру не нужно путать с забавой, не

следует рассматривать

ее как деятельность, доставляющую удовольствие. На дидактическую

игру нужно смотреть как на вид, преобразующий творческой деятельности в точной

связи с другими видами учебной деятельности. Целесообразность

использования дидактических игр на различных этапах урока

различно. Так, например, при усвоении новых знаний возможности дидактических

игр значительно уступает более традиционным формам обучения. Поэтому игровые

формы занятий чаще применяю при поверке обучения, выработке навыков

формирования умений. При закреплении и обобщении знаний применяю

дифференцированный подход. Разновидность задания облегчают

организацию занятий в классе, создают условия для продвижения школьников в

учебе в соответствии с их возможностями. Задания, составленные с учетом

возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат.

Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, давал мощный импульс

повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у

слабых, появляется уверенность в своих силах, они уже не

чувствуют страха перед   новыми задачами,

рисковали пробовать свои силы в незнакомой ситуации, берутся за решение задач

более высокого уровня. Все это способствовало активизации мыслительной

деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к

учению.

Неотъемлемой

составной частью урока математики, является постановка домашнего задания и его

проверка. В своей работе применяю следующие формы проверки домашних заданий:

1. Фронтальная проверка

домашнего задания. Учащиеся отвечают на поставленные вопросы

теоретического материала, устно воспроизводят, комментируют и проверяют

промежуточные и конечные результаты.

2             

Выполнение классом обучающей самостоятельной

работы, содержащие упражнения, аналогичные заданные на дом. При

этом у каждого ученика проверяю наличие в тетради

выполненного задания.

3.Проверка

домашнего задания начинается с вызова одного из учащихся к доске. Ему дается

время для подготовки к ответу по той части домашнего задания на которую

указываю я . Остальные решают упражнения, аналогичные заданные на дом. После

чего класс слушает и контролирует ответ вызванного ученика

    

4.«

Уплотненный опрос» Он такой же как предыдущий только к доске

вызывают

одновременно несколько учеников.

5.   Внеурочная

проверка учителем тетрадей с домашним заданием.

6.        

Взаимный контроль.

7.        

Самопроверка по образцу.

8.        

Косвенный контроль. С помощью математических

диктантов, тестов,

самостоятельных

работ, в содержание которых включен материал,

идентичный

заданный на дом.

Постановку

домашнего задания возможна ,и в его начале, и перед закреплением изученного, но

нередко и в конце урока. Концовка урока может быть связана с постановкой

домашнего задания и не только с нею. Применяю разнообразные способы окончания

урока: -путем подведения итогов

-ознакомление учащихся с

обобщающими выводами и идеями -привлечение исторических сведений

-выполнение игровых упражнений

-решение головоломок,

кроссвордов, анаграмм, ребусов по математике -применение в концовке

неожиданного хода, шутки и т.д. Интерес к математике

формируется с помощью не только математических игр и занимательных задач,

хотя и они необходимы ,но и логической занимательностью самого

математического материала: проблемным изложением, постановкой

гипотез, рассмотрение различных путей решения проблемной ситуации,

решением задач или доказательством теорем различными методами.

Для

самостоятельного обучения очень важно воспитывать у учащихся потребность

в самостоятельном поиске знаний и их приложение. Одним из средств является

математическая олимпиада Поэтому я привлекаю учащихся к олимпиаде, для этого

провожу факультативные занятия, где решается целый комплекс задач по

углубленному математическому образованию, всестороннему развитию индивидуальных

способностей школьников. Активизация внеклассной работы призвана не только

возбуждать, и поддерживать у учеников интерес к математике, но и желание

заниматься ею дополнительно. Факультативные занятия являются

специфической формой внеурочной работы. Само участие ученика в

факультативе, в кружковой работе, в математических состязаниях и

олимпиадах уже является дифференциацией обучения в школе.

В

своей работе я использую технологию обучения в сотрудничестве в сочетании с

методом проектов.

 На уроках, вместо монотонного

объяснения, я побуждаю учеников наблюдать, выдвигать гипотезы, проверять

решения, при этом учащиеся активно развивают интуитивное и аналитическое

мышление. При этом для организации живого диалога стараюсь задавать наводящие вопросы,

поощрять догадки ребят, основанные на неполных данных, помогать подтвердить или

опровергнуть их при всестороннем анализе фактов. На таких этапах урока как

введение в тему, экспериментирование, обдумывание, осмысление, практическое

использование фактов, проверка, вывод я использую метод проектов. 

   Метод проектов позволяет создать на

уроке исследовательскую, подлинно творческую раскрепощенную атмосферу, под

воздействием которой ученик включается в активный поиск, в сотрудничество.

 

    Совместная работа, в том числе и над

разработкой проекта, – наиболее полезна для развития коммуникабельности

учащихся, социальных связей в коллективе. В совместной деятельности школьники

учатся взаимодействовать, быть терпимыми к другим. Чтобы в совместной деятельности

не было «зайцев», т.е. детей, которые бездельничают, но получают преимущества

за счёт работы группы, я стараюсь приучить к распределению обязанностей при

организации коллективной и групповой работы, ведь цель достижима только тогда,

когда другие ученики тоже достигнут результата. Дети при этом учатся

чувствовать «плечо» соседа, «не тянут одеяло на себя». В ходе работы над

проектом стараюсь на всех его этапах помогать в поиске источников информации,

поощрять и поддерживать энтузиазм участников проекта, помогаю при появлении

трудностей, поддерживаю обратную связь, связываю учебную информацию с жизненным

опытом школьников.

   Технология обучения в сотрудничестве и

метод проектов – это не только «обучающие», но и «воспитывающие» технологии,

способствующие формированию самостоятельности мышления и принятия решений,

ответственности за свои успехи и успехи своих товарищей. Роль учителя при этом

существенно меняется, я превращаюсь в руководителя познавательной деятельности

учащихся, всегда готового придти на помощь в случае необходимости, чтобы вместе

с учеником добиться нужного результата.

     В своем стремлении сделать учебный

процесс интересным, насыщенным не забываю о принципе «не навредить» здоровью

учеников. Обучение в сотрудничестве помогает создать комфортные психологические

условия обучение.

     Мы с вами каждый день планируем

уроки, в конце которых ожидаем некоторый результат в виде правильно решенных

примеров и задач. А почему бы ни предложить учащимся самостоятельно изучить

тему и составить самим условия задач по ней? Тогда эти задачи и будут тем

проектом, который покажет реальный уровень обученности учащихся. Такой способ

обучения известен давно, его часто называют “проблемным” (т.к. цели урока

выражают проблему, которую решают ученики на уроке). Точно также я  могу 

объединить несколько уроков по одной теме, в конце изучения которой  вместо обычной контрольной работы даю  учащимся какое-нибудь творческое задание,

которое тоже будет проектом.

   Следующим направлением применения

метода могут быть занятия, проводимые во внеурочное время. на таких занятиях также обязательно составление планирования,

предусматривающего некоторую творческую деятельность учащихся. Однако здесь уже

над педагогом не довлеет школьная программа и обязательный минимум знаний,

который мы должны дать ученику. Поэтому проектной работой на таких занятиях

может стать итог любой творческой и исследовательской деятельности. Выполняется

он в ходе факультативных курсов, изучения интегрированных курсов, работы в

творческих мастерских. .Заинтересовать учащихся необычным объяснением урока,

показать применение полученных знаний в реальной повседневной жизни может

каждый учитель. написание исследовательской работы, создание интересного

проекта, победа в различных конкурсах и олимпиадах по предмету не только

мотивирует учащегося на достижение высоких результатов в обучении, но и

стимулируют на активную творческую деятельность. создание условий, в которых

каждый школьник может проявить свои таланты, реализовать творческий потенциал –

задача сегодняшнего дня.

Просмотров: 541


Добавить комментарий



Включить данные в подпись

Текст